Предпосылки для зависимого поведения у подростков

Основные виды зависимого поведения

Рассмотрим основные виды зависимого поведения: 

  • злоупотребление алкоголем, наркотиками, лекарственными или отравляющими веществами, прием которых изменяет состояние психики; 
  • азартные или компьютерные игры; 
  • нарушение пищевого поведения;
  • сексуальная зависимость - неконтролируемое сексуальное желание;
  • трудовая зависимость - навязчивое увлечение определенным видом деятельности и отказ от других жизненно важных обязанностей и проблем; 
  • музыкальная зависимость - длительное навязчивое прослушивание мелодий в одних и тех же ритмах. 

Зависимость вызывает желание постоянно испытывать повышенный эмоциональный отклик во определенных действий. У разных подростков она может проявляться в разной степени. Иногда - редкими эпизодами, которые практически не влияют на повседневную жизнь. В обратных случаях - принимают форму тяжелой зависимости, которая полностью охватывает ребенка.

Распознать зависимость у подростков не составляет труда и требуют немедленного вмешательства. Лучше всего будет обратиться за помощью к психиатру.

Как распознать зависимость

Изменения в поведении подростков и детей в большинстве случаев обращает на себя внимание родителей. О развитии зависимости могут говорить определенные действия, повторяющиеся регулярно. Если ваш ребенок:

  • часто обманывает и стремится обойти препятствия ради получения желаемого удовольствия;
  • находится в подавленном состоянии, тревожный и рассредоточенный в повседневной жизни;
  • страдает от головных болей, бессонницы, усталости и физической ломки;
  • отвечает агрессией и неповиновением на запреты и отказы родителей; не реагирует на замечания и просьбы;
  • начинает воровать деньги.

Все вышеперечисленное может свидетельствовать о существовании зависимости у ребенка.

Причины способствующие развитию зависимого поведения

Поведение каждого человека и, в особенности подростка, всегда определено теми или иными обстоятельствами. Зависимое поведение детей и подростков чаще всего формируется в определенной группе риска, способствующей стремлению отойти от реальности. В большинстве случаев это дети из неблагополучных семей, те, кто подвергся насилию, воспитанные в излишней строгости или жестокости, а также чрезмерно ранимые личности. Выделяют 3 основные группы причин зависимого поведения.

Социальные причины

Данная группа включает в себя влияние окружающей подростка социальной среды. В первую очередь это семья, друзья и школа. Во вторую - влияние социальных сетей, СМИ, рекламы и прочего. Поводом для зависимого поведения могут стать:

  • личный пример родителей или друзей в злоупотреблении наркотиками, алкоголем и т.д;
  • излишняя опека и подавление воли у ребенка со стороны родителей;
  • свободное воспитание и вседозволенность;
  • отсутствие внимания и любви родителей; 
  • неустойчивое психологическое состояние родных;
  • активная реклама свободного образа жизни в интернете. 

Психофизические причины 

Группа объединяет причины, спровоцированные особенностями психического развития подростков, такие как:

  • поражения головного мозга - травмы, кровоизлияния, сотрясения и прочее;
  • низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы;
  • умственная отсталость.

Сюда же относят гипертимных, истероидных, гипервозбудимых подростков. Особенности их характера не всегда позволяют владеть своими эмоциями, что часто побуждает к приему алкоголя и наркотиков.

Индивидуально-психологические причины

Не смотря на то, что внешние факторы оказывают значительное воздействие на формирование личности, не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретного подростка. Исходя из этого специалисты определяют такие психологические особенности молодых людей:

  • поведенческие: эгоцентризм, неуверенность в себе, завышенные требования к жизни, низкая самокритичность и т.д.;
  • аффективные: эмоциональная нестабильность, предрасположенность к тревогам и депрессиям, низкая или нестабильная самооценка, социофобия, агрессия;
  • мотивационные: желание самоутвердиться, стремление к свободе и прочее;
  • когнитивные нарушения.

Процесс формирования зависимого поведения у детей и подростков

Зависимое поведение детей и подростков формируется поэтапно и разделяются специалистами на такие стадии:

  • Начальная - подросток впервые пробует алкоголь или психотропные вещества, игровые автоматы и другие виды удовольствий, испытывая при этом радость и тревогу за нарушение запретов. В этот момент он испытывает удовлетворение от того, что переступил черту и от того, что делает в конкретный момент или от того, что благодаря своим действиям стал ощущать себя частью какой-либо общности.
  • Вторая стадия - подразумевает психическую зависимость. Прием химических веществ или выполнение определенных действий провоцируют выработку гормона удовольствия (дофамина). Прием наркотиков и алкоголя на этом этапе начинает разрушительно действовать на клетки мозга.
  • Третья стадия - физическая зависимость от алкоголя, наркотиков или действий, без них подросток испытывает физическую ломку.

Диагностика и лечение зависимого поведения у подростков

Основным методом лечения зависимого поведения у подростков и детей является психотерапия. 

Для начала лечения родителям следует прийти на прием к врачу-психиатру. Им будет произведена диагностика зависимого поведения подростков методики которой в большинстве случаев включают в себя осмотр пациента, опрос его и беседу с родителями, тестирование зависимого. На основе этого и данных лабораторных исследований психиатр ставит диагноз и назначает лечение.

В большинстве случаев терапией пациентов с зависимым поведением занимаются нарколог, психолог и психотерапевт. Психиатр занимается лечением сопутствующих зависимости психических расстройств.

Формы и методы лечения подбираются индивидуально для каждого пациента с учетом особенностей его психики, формы зависимости и других особенностей. Это может быть медикаментозное лечение, проведение дезинтоксикации накопленных психоактивных веществ, лечение в стационаре. В качестве коррекции поведения больного рекомендуется в прибегнуть к психологическая помощи и работе с психотерапевтом.

Профилактика зависимого поведения подростков

Профилактика зависимого поведения у подростков в первую очередь заключается в поддержке близких и благополучии в семье. Дети всегда должны чувствовать внимание и поддержку родителей. 

Также, сегодня существуют разнообразные формы профилактической работы с подростками.

Организация социальной среды

Правильная социальная реклама, которая пропагандирует здоровый образ жизни является отличной профилактической мерой по предотвращению нежелательное поведения у детей и подростков.

Информирование

Классическая форма профилактической работы, которая включает в себя лекции и беседы, просмотр и обсуждение фильмов конкретной тематики. Это могут быть деловые и психологические игры, разнообразные встречи с элементами практикума, групповые дискуссии, моделирование и анализ проблемных ситуаций, мозговой штурм или сказкотерапия. Также, это могут тренинги, способствующие преодолению дурных привычек. Главная цель - задуматься и занять определенную позицию в вопросе своего отношения к разным формам зависимости. 

Социальное обучение

Хорошим вариантом профилактики станет посещение подростком центра развития. Мероприятия там проходят в виде групповых тренингов по формированию правильных жизненных навыков - умения общаться и дружить, решать конфликтные ситуации, оказывать помощь друг другу. Все это создает атмосферу доверия, комфорта открытости. Прием «вопрос – ответ» предполагает интеллектуальную включенность, а психотехники – эмоциональное соучастие. 

Организация здорового образа жизни

Родители с раннего детства дают ребенку правильные психологические установки в виде здорового питания, приучения к регулярным физическим нагрузкам, соблюдению режима дня, гармонии с природой. В дальнейшем к этому подключается школа.

направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

В целом, вся система профилактических и коррекционных мер по отношению к развитию зависимого поведения связана с созданием у детей и подростков альтернативной мотивации по отношению к возможным вредным потребностям, подведением их к осознанному выбору своего жизненного пути. 

Помимо самых разных искушений, которые предоставляет современным подросткам жизнь, сегодня существует и масса мероприятий по профилактике развития зависимого поведения. Главная ответственность за ребенка лежит на родителях. Будьте внимательны к своим детям, следите за их интересами и склонностями. Любые проблемы легче предотвратить, чем тратить долгие годы на терапию и выход из зависимости

подростки на природе